x
≡ меню
Главная ВУЗы Контакты Новости Заявка
+375 29 6666-223
 

"Только диплома сейчас недостаточно" - интервью с министром образования Польши



 Только диплома сейчас недостаточно  - интервью с министром образования Польши
Представляем Вашему вниманию интервью с профессором Леной Колярской-Бобиньской, министром образования Польши, в котором она делится своими взглядами на перспективы трудоустройства польских студентов и изменения в подходе ВУЗов к процессу обучения и подготовке студентов к рынку труда.

Молодые люди заканчивают обучение, но не всем удаётся впоследствии найти работу. Многие же из тех, кто её находит, зарабатывают ниже ожиданий. Почему так происходит?

Когда-то сам факт наличия диплома, а еще лучше двух или трех, значительно увеличивал возможности поиска работы. Сейчас работодатели стали более требовательными и хотят видеть не только образованного работника, но и владеющего различными навыками: аналитическими, командной работы, решения проблем, тайм-менеджмента.

ВУЗы дают знания, но зачастую недостаточно обучают критическому мышлению, постановке задач, презентации аргументов. Они должны делать сильный упор на развитие в студентах навыков анализа, синтеза, а также коммуникации. Таким образом они смогут упростить студентам нахождение интересной работы.

Должны ли подстраиваться польские ВУЗы?

Польские ВУЗы меняются, потому что вынуждены отвечать на новые вызовы: приток иностранных студентов, глобализация в сфере науки, новые технологии, демографическая яма. Мы начинаем думать не только о том, что студенты должны знать, но также и о самом процессе обучение. А также о том, что студент, покинув ВУЗ, должен справиться с вызовами динамично меняющегося мира. Польские ВУЗы подстраиваются под глобальные вызовы, но тем не менее все ещё по-другому трактуют свою миссию, нежели большинство университетов в Европе. Там ВУЗы несут служебную миссию перед обществом - об этом недавно говорил ректор Кэмбриджского Университета сэр Лешек Борысевич. Он сказал, что девиз Кэмбриджа следующий: "Отдать обществу то, что от него получили. В многократном размере."

В итоге в Великобритании университеты думают о полезности своих исследований для окружения, но и также студенты являются для них центральным интересом. Именно студенты являются элементом этой служебной роли, её получателями. Студенты должны быть в большей мере партнерами для преподавателей, участниками исследовательских проектов.

С этой ролью польские гуманитарные ВУЗы явно справляются не до конца. Как это можно изменить?

До недавних пор польские университеты были закрыты от окружающей среды. Сейчас они должны открываться к сотрудничеству с работодателями, а также средними школами. Должна быть цепочка: школы - университеты - работодатели. Мы укрепим это сотрудничество программами, финансированными как Евросоюзом, так и внутренними средствами страны.

Финансирование, о котором Вы говорите, должно привести к тому, что студенты будут лучше готовы к рынку труда?

Финансирование - это один вопрос, другой - изменения в законе. Имеет значение подход университетов, студентов и работодателей. Чтобы студенты были хорошо готовы, нужно менять как пути преподавания, так и подход работодателей.

С осени 2014 г. были введены дуальные программы, на которых значительная часть занятий проходит в фирмах. Дополнительно к этому стали обязательными трехмесячные практики на специальностях с практическим профилем. Кроме того, мы начинаем мониторинг судеб выпускников при поддержке Службы Социального Страхования (ZUS). Мы также огромными средствами поддерживаем программы практик и стажировок. Недавно была запущена кампания "Учишься? Практикуй!". Мы раздаём брошюры для студентов и работодателей, поддерживаем интернет-портал lepszepraktyki.pl и запустили вкладку на сайте Министерства Образования, где можно найти лучшие примеры практик и сотрудничества ВУЗов с частными компаниями.

Все эти кампании стали результатом встреч Круглого Стола Высокого Качества Студенческих Практик, при котором заседали все стороны: представители ВУЗов, студентов и фирм (в том числе малых и средних), Министерства Образования, а также Министерства Труда.

Ключевой является перемена в подходе ВУЗов. Мы не должны стыдиться, что готовим студентов к рынку труда. Это вовсе не означает утрату академических или исследовательских амбиций.

Сколько денег будет выделено на введение изменений?

Более 506 миллионов злотых [около 120 миллионов евро]. Столько мы выделим на стажировки и практики в рамках программы "Знания, Образование, Развитие" в 2014-2020 гг.. Студенты будут получать стипендии во время стажировок. Хотим также подкорректировать функции бюро карьер при ВУЗах - об этом будет идти речь в декабре 2014 г. на специализированном конгрессе.

Вы говорите о стажировках и практиках. Как должна выглядеть хорошая практика?

Практикантами должен заниматься ментор, а программа стажировки должна разрабатываться в сотрудничестве с работодателями. Сами по себе практики должны проходить не только летом, когда в фирмах пусто, но также быть частью учебных семестров. Программа практики должна быть чётко обозначена, а работодатели должны вовлекать студентов в реальные проекты фирм, что может принести плоды, например, в форме диссертации "на заказ", целью которой станет решение конкретных задач фирмы.

Серьезная задача, над решением которой мы работаем, - промотивировать малые и средние предприятия к тому, чтобы они включались в сотрудничество с ВУЗами так, как это происходит, например, в Германии. Поэтому меня особо порадовала идея участников Круглого Стола Высокого Качества Практик о создании кластеров малых и средних фирм, которые бы входили в сотрудничество с ВУЗами и предлагали студенческие практики. Это прекрасная идея, которая усилит и ВУЗы, и фирмы.

Теоретически - студент поступит в ВУЗ, потом в обязательном порядке пройдет практику и в итоге гладко выйдет на рынок труда? Идея в этом?

Это, конечно, идеал, которого не так просто достигнуть, особенно в небольших городах. Множество людей учатся около своего дома, а в маленьких населенных пунктах не всегда удастся найти работу по специальности. Мы просто должны иначе смотреть на практики. Существуют разные форматы практик и ВУЗы сами принимают решение, какой избрать. Работа студента в научной лаборатории, в ВУЗе - это тоже форма практики. Важным есть подход, осознание того, что элементом обучения должно быть практическое использование знаний.

В этом может помочь огромная и важная "Программа развития навыков". На его пилотную версию выделено 50 млн злотых [около 12 млн евро]. Стоимость всей программы - 1,2 млрд злотых [около 250 млн евро].

Каким образом она упростит жизнь молодым людям?

В рамках этой программы мы уговариваем ВУЗы проводить занятия, развивающие конкретные навыки. Например, один из ВУЗов будет развивать навыки следственной психологии, профессии психологического тренера или психологии начальной школы [из собственных источников мы знаем, что речь идет об Университете Социальной Психологии]. Другой ВУЗ на факультете английской филологии введет занятия по проектному мышлению, и таким образом будет развивать предпринимательские способности студентов. Всего в пилотном проекте примут участие около 40 университетов.

Если добавить к этому стажировки, разработанные вместе с работодателями, ситуация студентов этих ВУЗов должна улучшиться.

Как склонить фирмы к более охотному сотрудничеству с гуманитарными ВУЗами?

Фирмы должны понимать, что выпускники таких ВУЗов владеют большим количеством навыков, например, хорошо работают в команде, умеют решать проблемы, креативно мыслят. Если сейчас работодатели будут вовлечены в создание программ практик, то почему им потом этих же студентов не нанимать на постоянной основе?

Быть может дело в том, что гуманитарии редко создают что-то, на чем предприятия могут заработать, и поэтому для них так мало мест? Большинство предложений предназначены для программистов и торговцев.

Фирмы должны зарабатывать на инновационности, креативности работников. Работодатели всё чаще говорят, что в будущих работниках ищут не только знаний, но и разнообразия навыков. Если гуманитарные ВУЗы позаботятся о том, чтобы учить студентов место на рынке труда найдётся. Студентов надо предупредить, что, закончив ВУЗ, они наверняка много раз поменяют свои интересы, работу или место проживания. Они должны быть готовы учиться всю жизнь.

По материалам Gazeta Wyborcza


жизнь в польше
трудоустройство
Поделиться


Еще новости на эту тему:
09.12.2017Сколько стоит Рождество в Польше: праздничные траты поляков
23.11.2017Бесплатные курсы польского языка в Варшаве: где найти?
15.11.201713 польских университетов получили дополнительное финансирование
25.10.2017Зимний лагерь в Татрах с изучением польского языка
02.10.2017Выиграй последипломное обучение в Университете Лазарского
27.09.2017Осенние каникулы в Варшаве с изучением польского
© 2017 Inter Slavonic
NIP: 5213726261 Regon: 363818802
Польша, 02-656, Варшава, ул. Ксаверув 3
+48 884 838 880
+375 29 6666 223
+7 929 6788953
+380 994-075-811
skype: studentpol2
https://www.facebook.com/studentpol/

Сайт работает на платформе Nestorclub.com